Виртуальная лабораторная работа по физике "Исследование равноускоренного движения без начальной скорости"
Интегрированный урок физика + информатика по теме: "Исследование равноускоренного движения без начальной скорости"
- Вахрушева Лидия Васильевна, учитель
- Косухина Ирина Владимировна, учитель информатики
Разделы: Физика, Информатика
Форма проведения: бинарный урок, урок-практикум.
Цели:
- Образовательная: определить ускорение движения шарика и его мгновенную скорость перед ударом о цилиндр. Показать применение информационных технологий в практической деятельности.
- Развивающая: развитие логического мышления, совершенствование знаний, умений и навыков на практике.
- Воспитательная: воспитание самостоятельности, информационной культуры.
Этапы урока |
Деятельность |
|||
учителя |
учащихся |
|||
I. Организационный момент | Учитель физики: Здравствуйте, ребята. Сегодня у вас необычный урок физики и вести его вместе со мной будет учитель информатики. Мы продолжаем изучение равноускоренного движения.
Учитель информатики: Вам предстоит выполнить лабораторную работу «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости» с использованием программы Ms Excel. |
|||
II. Актуализация опорных знаний | I. Учитель физики проводит фронтальный опрос:
– Что называется равноускоренным движением? |
Отвечают на вопросы и пишут формулы на доске. | ||
II. Решение задачи: лыжник спускается с горы и за 20 с проходит путь 50 м. Определите ускорение лыжника и его скорость в конце спуска.
Учитель информатики: Для расчета ускорения в ячейку В1 вводим полученную формулу |
Решают задачу: выводят в тетради формулу для вычисления ускорения и выполняют расчеты в электронной таблице Ms Excel. Приложение 1 | |||
III. Применение знаний, умений и навыков | Учитель физики: Сейчас вам предстоит выполнить лабораторную работу «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости». Цель: определить ускорение движения шарика и его мгновенную скорость перед ударом о цилиндр. Для выполнения лабораторной работы вам понадобится оборудование: штатив с муфтой и лапкой, желоб, металлический шарик, метроном, цилиндр металлический, измерительная лента. |
Собирают установку по рисунку 178 учебника Физика 9 класс, А.В. Перышкин, Е.М. Гутник.
|
||
Учитель информатики: Перед выполнением лабораторной работы вам необходимо подготовить таблицу Ms Excel, в которую вы будете вносить измеренные и вычисленные физические величины. | Строят таблицу. Приложение 2 |
|||
Учитель физики: Таблица готова и вы приступаете к выполнению лабораторной работы. | Выполняют лабораторную работу по описанию в учебнике (вариант I) и заносят измеренные и вычисленные данные в электронную таблицу Приложение 3 |
|||
Следит за правильностью выполнения эксперимента. | Анализируют результаты работы. Делают вывод. | |||
Учитель информатики: Используя табличные данные постройте график зависимости скорости от времени при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости. | Строят график по результатам эксперимента. Делают вывод о том, что зависимость скорости тела от времени при равноускоренном прямолинейном движении является линейной. Приложение 4 |
|||
Учитель физики акцентирует внимание учащихся на том, что: площадь под графиком зависимости скорости движения от времени численно равна перемещению тела за время t при равноускоренном движении. | Определяют перемещение тела по графику за время, равное 1,5 с и сравнивают его с перемещением, измеренным в лабораторной работе. | |||
IV. Итог урока | Учитель физики: Какова была цель нашего урока?
– Какие задачи были выполнены для достижения цели?
Учитель информатики: Какие возможности программы Ms Excel вы использовали для достижения цели? |
Исследовать равноускоренное движение без начальной скорости.
Повторили основные формулы равноускоренного движения и решили задачу на определение ускорения тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости.
Построение таблицы, автоматизация расчетов и построение графика Достигли |
15.03.2012
Тестовое задание. Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости.
- Во время игры девочка побежала прямолинейно с постоянным ускорением 1,6 м/с2 При этом за первые 4 с она пробежала путь, равный
1) 6,4 м 3) 12,8 м
2) 9,6м 4) 25,6 м
- Вагонетка движется из состояния покоя с ускорением 0,25 м/с2. На каком расстоянии окажется вагонетка через 20 с ,
1) 5 м 3) 10 м
2) 50 м 4) 100 м
- К.Э.Циолковский в книге «Вне Земли», описывая полет ракеты, отмечал. Что через 10 с после старта ракета находилась на расстоянии 5 км от поверхности Земли. С каким ускорением двигалась ракета?
1) 1000 м/с2 3) 50 м/с2
2) 500 м/с2 4) 100 м/с2
- Тело соскальзывает по наклонной плоскости, проходя за 10 с путь 2 м. Начальная скорость тела равна нулю. Определите модуль ускорения тела.
1) 0,02 м/с2 3) 0,2 м/с2
2) 0,04 м/с2 4) 2,5 м/с2
- Через какое время от начала движения велосипедист проходит путь 20 м, двигаясь с ускорением 0,4 м/с2 ?
1) 5 с 3) 20 с
2) 10 с 4) 50 с
6. Через какое время от начала движения мотоциклист проезжает путь 400 м,
двигаясь с ускорением 2 м/с2 ?
1) 5 с 3) 16 м
2) 10 с 4) 18 м
7. Покоящееся тело начинает движение с постоянным ускорением 4 м/с2. Какой путь тело пройдет за пятую секунду ?
1) 10 м 3) 16 м
2) 14 м 4) 18 м
8. Покоящееся тело начинает движение с постоянным ускорением. За 3 с оно проходит путь 9 м. Какой путь пройдет тело за четвертую секунду?
1) 7 м 3) 5 м
2) 4 м 4) 11 м
9. Покоящееся тело начинает движение с постоянным ускорением. В третью секунду оно проходит путь 5 м. Какой путь тело пройдет за 6 с?
1) 11 м 3) 36 м
2) 22 м 4) 66 м
10. При прямолинейном равноускоренном движении с начальной скоростью, равной нулю, путь, пройденный телом за две секунды от начала движения, больше пути, пройденного за первую секунду, в
1) 2 раза 3) 4 раза
2) 3 раза 4) 5 раз